History of electric transport development
Projects completed

About us - History of electric transport development

Mock-up of Jacobi's electric motor
 
Prototype of Pirotskiy's tramcar
 
Tramcar in Berlin, first in the world
 
First tramcar in Russian Empire (Kiev, Tsarskaya Square)
 
First tramcar in St. Petersburg crossing Neva
 
Power station on Raushskaya embankment (Central Power Station), 1898
 
Machine converter set (dynamotor)
 
Ignitron or mercury power rectifier (replica)
 
Prototype of first semiconductor rectifier designed on MPEI Electric Transport Department

History of electric traction originates in 1830-1840s and is associated with invention of an electric motor. In 1834, Boris Semyonovich Jacobi builds an electric motor, first in the world with direct rotation of driving shaft (other electrical devices existing before Jacobi's invention and featured by reciprocal or wobbling motion of an armature had no practical application).

Later in 1837, Russian Academy of Sciences established a commission for testing method of vessel propulsion by means of electric motor, suggested by B. S. Jacobi, at that time being already Russian professor. On 25 September 1838, for the first time in the world, people were transported by means of electric traction. Electric vessel moved on Neva river, paddle wheel of which was driven by electric motor supplied from galvanic cell battery. The electric vessel with 14 people aboard reached the speed of 4 verst (a Russian unit of distance equal to 1.067 kilometers) per hour. The electric vessel was tested until 1842 and then tests were stopped because of incapacity of the galvanic cells for continuous feeding of the electric motors.

In 1874-1876, engineer F.A. Pirotskiy carried out a series of tests for current transfer via rails over a distance of 1 km. For that purpose, he used abandoned section of Sestroretsk railway, using one rail as a direct conductor and second rail as a return conductor. These tests were successful and in summer of 1876, on abandoned railway branch from Sestroretsk station to a quay, Pirotskiy brought an electric motor placed at the distance of 1 kilometer from power supply source to work. In 1880, he built and tested a tramcar with DC electric motor supplied through the wheels from insulated running rails that serve at the same time as conductors. Meanwhile, German electric company Siemens & Halske used idea of Pirotskiy about transfer of electric energy over distance and so first in the world electric tramway appeared in Berlin in 1881.

It is not clear what fate had in store for this invention in Russian Empire without assistance of Germans again. But in this case — of domestic origin. The merit of introduction of electric tramway to steep and winding streets of Kiev should be ascribed to A. Struve, Russified German, military engineer and entrepreneur. As a result, in 1892, first in Russia electric tramway appeared in Kiev (first tramcars for Kiev were made by German company Pullman).

Quick spreading of tramway transport was facilitated by invention of three-phase current in 1891 by Russian engineer M. O. Dolivo-Dobrovolskiy that makes electric energy transfer from power plant to consumers significantly easier and cheaper.

In 1895, "electric railway" started its work in St. Petersburg: track from Winter Palace to Mytninskaya embankment was laid onto ice of Neva river.

We should be obliged to activity of Podobedov and Hartmann, Siemens & Halske for establishment of tramway transport in Nizhniy Novgorod in 1896. In 1898, Belgian companies by proposal of Russian entrepreneurs created tramway transport systems in Kursk, Oryol, Vitebsk.

In 1898, in the very center of Moscow, on Raushskaya embankment, Siemens & Halske built the most powerful power station in Russia at that time. This station is preserved up to now, being the oldest working heat power plant in Russia.

First tramway in Moscow appeared in 1899, with power supply from traction substations fitted with rotating single-armature converters. First trolley-bus was launched in Moscow on 15 November 1933. In Leningrad, first trolley-bus came into service in 1936.

First traction substations used for current rectifying transformers and machine converter sets, also called dynamotors.

The next step in development of the urban electric transport was first mercury rectifier (ignitron) designed in USA by Cooper Hewitt. These devices had glass cases and limited power. Only when idea of Bell Scheffer about steel vacuum case was implemented, mercury rectifiers could successfully compete with rotating converters. First metal rectifiers were built in USA in 1908 and in Europe in 1910.

First domestic mercury rectifier was designed and built by V. K. Krapivin on Elektrosila plant in 1924, and since 1927 the plant commenced production of metal mercury rectifiers of RV type. The rectifiers were gradually improved, with rating increased by 1941 up to 7000А at 600V.

Despite of improvements, all mercury rectifiers had numerous shortcomings:

  • relatively high energy losses in the electric arc,
  • complex auxiliary equipment,
  • complex automatic control and monitoring system.

Semiconductor silicon rectifiers were designed to replace the mercury rectifiers. First domestic semiconductor silicon rectifier for traction substations was designed and made by MPEI Electric Transport Department under the direction of prof. I. S. Yefremov and N. A. Zagaynov. This rectifier for current 1000А and voltage 600V was put into operation in the beginning of 1960.

Rapid implementation of the silicon rectifiers started since 1964.

Quick spreading of the silicon rectifiers can be explained by their following advantages over the mercury ones:

  • increased efficiency of rectifier;
  • small capacity of auxiliary units;
  • simple control, monitoring and automation system;
  • high reliability;
  • simple maintenance.

V-TPED rectifier converter sections of new generation have such advantageous features like modern look, design, power part, mounting of electric components, circuitry and technological solutions of protection, diagnostic and control systems, maintenance and repair technology, increased reliability, improved weight/volume characteristics and enhanced overload capacity.

 

Tramcar running near Komsomolskaya Square. Moscow, end of 1930s.
Trolley-bus on Sverdlov Square. Moscow, 1939.
Traction substation in Sokolniki, Moscow, 1920s.
Zamoskvoretskaya traction substation. Moscow, 1920s.
First traction substation in Moscow (Krasnoprudnaya), present day.
Head of MPEI Electric Transport Department, prof. I. S. Yefremov and associate prof. N. A. Zagaynov (in the center) with colleagues, end of 1970s.
Meshchanskaya traction substation. Moscow, 1920s.
Silicon rectifier designed in MPEI.
One of first tramcars in Moscow, 1920s.
5, 1st Vladimirskaya St., Moscow 111123, Russia
Phones: +7 (495) 765-18-17, +7 (495) 368-41-62, +7 (499) 785-10-07
Fax: 368-4162
Copyright © 2005-2019
NPP «ENERGY»

Презентация надземной
транспортной системы "Элтро"

О компании - История развития электрического транспорта

Модель электродвигателя Якоби
 
Прототип трамвая Пироцкого
 
Первый в мире берлинский трамвай
 
Первый трамвай в Российской Империи (г.Киев, Царская площадь)
 
Первый питерский трамвай через Неву
 
Электростанция на Раушской набережной (Центральная электрическая станция) 1898г.
 
Машинный преобразовательный агрегат (умформер).
 
Силовой ртутный выпрямитель – игнитрон (современная реставрация).
 
Прототип первого полупроводникового выпрямителя разработанный на кафедре Электрического транспорта МЭИ.

История развития электрической тяги начинается с 30-40-х годов XIX в. в связи с изобретением электродвигателя. В 1834 году Борис Семенович Якоби создает первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала (до изобретения Якоби существовали электротехнические устройства с возвратно-поступательным или качательным движением якоря, но они не находят практического применения).

Затем в 1837 г. Российская Академия наук образовала комиссию по испытанию предложенного, теперь уже русским профессором, Б. С. Якоби способа передвижения судов с помощью электродвигателя. 25 сентября 1838 г., впервые в мире, была осуществлена перевозка людей посредством электрической тяги. По реке Неве было пущено судно-электроход, гребное колесо которого приводилось в движение электродвигателем, питаемым от батареи гальванических элементов. Имея на борту до 14 человек, электроход достигал скорости 4 версты в час. Испытания электрохода продолжались до 1842 г. и были прекращены ввиду непригодности гальванических элементов для длительного питания электродвигателей.

В 1874-1876 гг. инженер Ф. А. Пироцкий проводит ряд опытов по передаче тока по рельсам на расстояние 1 км. Для этой цели он использует заброшенный участок Сестрорецкой железной дороги, один из рельсов которой был прямым проводом, а другой - обратным. Опыты закончились успешно, и в 1876 летом на заброшенной ветке железной дороги, ведущей от станции Сестрорецк к пристани, Пироцкий заставил работать двигатель, находившийся в километре от источника питания. В 1880г. им был построен и испытан трамвайный вагон с электродвигателем, питавшимся постоянным током через колеса от изолированных ходовых рельсов, являвшихся одновременно проводниками. Между тем немецкая электротехническая фирма «Сименс и Гальске», использовала идею Пироцкого о передаче электроэнергии на расстояние и так в Берлине уже в 1881 г. появился первый в мире электрический трамвай.

И еще не известно, какова была бы судьба этого изобретения в Российской Империи, если бы опять же не немцы. Правда, уже свои. Заслуга внедрения электрического трамвая на крутых и извилистых киевских улицах принадлежит обрусевшему немцу военному инженеру и предпринимателю А. Струве. В итоге 1892г. в Киеве появился первый в России электрический трамвай ( первый производитель трамваев для Киева стал немецкий завод Pullman).

Быстрому распространению трамвая способствовало изобретение в 1891г. русским инженером М.О. Доливо-Добровольским системы трехфазного тока, при которой значительно упрощается и удешевляется передача электрической энергии от электростанции к потребителям.

В 1895 г. в Санкт-Петербурге начала функционировать «электрическая железная дорога» - маршрут от Зимнего дворца до Мытнинской набережной был проложен по льду через Неву.

Деятельности Подобедова и Гартмана, фирме братьев Сименс и Гальске мы обязаны рождению трамвая в Нижнем Новгороде в 1896 г. По предложению русских предпринимателей в 1898 г. бельгийцы построили трамвай в Курске, Орле, Витебске.

В 1898 году в самом центре Москвы, на Раушской набережной, компанией Siemens & Halske, была построена самая мощная в то время в России электростанция, которая, кстати, существует и по сей день(старейшая действующая тепловая электростанция России).

В Москве трамвай появился в 1899г., питание его осуществлялось от тяговых подстанций, оборудованных вращающимися одноякорными преобразователями. Первый троллейбус был пущен в Москве, 15 ноября 1933 года. В Ленинграде первый троллейбус появился 1936 году.

В первых тяговых подстанциях для выпрямления тока использовали трансформаторы и машинные преобразователи, их также называли умформерами.

Следующий шаг в развитии городского электрического транспорта - это первые ртутные выпрямители(игнитроны), разработанные в США Купером- Хьюиттом. Эти устройства были со стеклянными корпусами и имели ограниченную мощность. Только после реализации идеи Белла Шеффера об изготовлении вакуумных корпусов из стали, ртутные выпрямители начали успешно конкурировать с вращающимися преобразователями. Первые металлические выпрямители в США были построены в 1908 г., а в Европе- в 1910 г.

Первый отечественный ртутный выпрямитель был разработан и построен В.К.Крапивиным на заводе "Электросила" в 1924г., а в 1927 году этот завод уже перешел на серийный выпуск металлических ртутных выпрямителей типа РВ. Выпрямители постепенно совершенствовались и мощность их возросла к 1941г. до 7000А при 600В.

Несмотря на совершенствование все ртутные выпрямители имели множество недостатков:

  • относительно большие потери энергии в электрической дуге,
  • сложное вспомогательное оборудование,
  • сложную систему автоматического управления и контроля.

На смену ртутным выпрямителям появились полупроводниковые кремневые выпрямители. Первый отечественный полупроводниковый кремневый выпрямитель для тяговой подстанции был разработан и изготовлен кафедрой Электрического транспорта МЭИ под руководством проф. Ефремова И.С. и Загайнова Н.А. Этот выпрямитель на ток 1000А напряжением 600В был включен в эксплуатацию в начале1960г.

С 1964г. началось бурное внедрение кремневых выпрямителей.

Быстрое внедрение кремневых выпрямителей можно объяснить следующими их преимуществами перед ртутными:

  • повышение к.п.д. выпрямленного агрегата;
  • малая мощность вспомогательных аппаратов;
  • простая система управления, контроля и автоматизации;
  • большая надежность;
  • простота обслуживания.

Новое поколение преобразовательные секции выпрямителей серии В-ТПЕД выгодно отличаются как современным дизайном, конструкцией, силовой частью, так и электрическим монтажом, схемными и технологическими решениями систем защиты, диагностики и управления, технологией обслуживания и ремонта, повышенной надежностью, лучшими массогабаритными показателями и повышенной перегрузочной способностью.


Движение трамвая в районе Комсомольской площади. Москва конец 1930гг.
Движение троллейбуса по площади Свердлова. Москва 1939г.
Сокольническая тяговая подстанция г.Москва 1920гг.
Замоскворецкая тяговая подстанция г.Москва 1920гг.
Первая тяговая подстанция в Москве (Краснопрудная подстанция), настоящее время.
Заведующий кафедры Электрического транспорта МЭИ профессор Ефремов И.С. и доцент Загайнов Н.А. (в центре) и их коллеги, конец 1970гг.
Мещанская тяговая подстанция г.Москва 1920гг.
Кремниевый выпрямитель конструкции МЭИ.
Один из первых трамваев в г.Москва 1920гг.
Россия, 111123, Москва, 1-я Владимирская ул., д. 5
Телефоны: +7 (495) 368-41-62, +7 (499) 785-10-07, +7 (495) 765-18-17
Факс: +7 (495) 368-41-62
Copyright © 2005-2017
НПП «ЭНЕРГИЯ»